При поддержке фонда президентских грантов в нашей школе реализован проект «Ресурсный центр Профориентир Кубань».
В проекте «Ресурсный центр Профориентир Кубань» принимали участие 4 школы нашего города, в том числе и наша. Проект посвящен решению актуальной задачи - разработке индивидуальной системы профориентации в школе. Сегодня государство уделяет большое внимание проблеме профориентации школьников. В рамках национального проекта «Образование» работает программа «Билет в будущее», «Точка роста», появляются технопарки «Кванториум». Все они способствуют появлению в школах современного оборудования, формированию у молодёжи востребованных на рынке труда навыков и компетенций. Но вызовы времени требуют большой лабильности и поиска новых подходов к системе преподавания и профориентации в школе с целью обеспечения своевременного профессионального самоопределения подростков.
Оглядываясь назад, хочется отметить, что проделан огромный объем работы командой проекта и нашей школой. Мы убедились еще раз, что для решения такой важной проблемы как профориентация школьников необходимо привлечение сторонней команды профессионалов. В непростой карантинной ситуации, когда образовательный процесс переходил на дистанционное обучение, школе довольно сложно организовать профориентационные мероприятия.
Первый этап проекта – масштабное психологическое тестирование (в нашей школе протести-ровано около 120 восьмиклассников) с использованием специальной онлайн-платформы потребовало значительных усилий от команды проекта, включения в работу заместителя директора по УВР Шаповаловой О.А., учителей информатики, классных руководителей 8-х классов. В результате тестирования, был определен психологический «портрет» каждого ученика, явившийся предпосылкой для определения вектора индивидуального развития и профессиональной направленности подростка. Само по себе тестирование, без интерпретации его результатов, специалистом-психологом, малоэффективно.
Индивидуальные психологические консультации с каждым из участников позволили на основе выявленных природных качеств и наклонностей ребенка хотя бы в первом приближении определить, что нужно сделать для осуществления мечты, как усилить необходимые для этого свои сильные качества, какое учебное заведение выбрать для своего развития с учетом реальных возможностей. Этот результат является несомненным плюсом проекта.
Ознакомление родителей с проектом показало их большой интерес к проблеме профориентации - количество желающих участвовать в проекте значительно превышало возможности и ресурсы, заложенные фондом.
В соответствии с программой проекта было проведено большое количество тренингов различной направленности, индивидуальных консультаций, командных игр, выполнивших, пожалуй, главную задачу- расшевелить ребят, заставить их задуматься о себе, о своих сверстниках, о воплощении мечты, которая у каждого своя.
Какого сотрудника сегодня хочет видеть работодатель? Что такое качества soft skills, как их развить? Наибольший интерес у ребят проявился к тренингам на командообразование, в которых они могли раскрыться, проявить свои способности, проявить свои эмоции, поработать на общую цель, т.е. все то, чего так не хватает в повседневной школьной жизни. Самым сложным тренингом для ребят оказался тренинг «Эмоциональный интеллект». Как сложно подросткам понять свои и распознать чужие эмоции и чувства, уметь управлять своими эмоциями и не вступать в конфликты. Актуально? Очень актуально и в отношениях между собой, и с учителями, и с родителями.
Свои шаги в проекте ученики фиксировали в специально для них разработанных рабочих тетрадях «Индивидуальный трек развития».
Планировавшиеся экскурсии школьников на предприятия и учебные заведения Краснодара как важнейший этап проекта ознакомления с миром профессий, в силу создавшихся условий карантина были переформатированы в онлайн-встречи с преподавателями из ведущих учебных заведений и специалистами различных сфер деятельности. Благодаря энтузиазму команды проекта за полтора месяца было проведено 26 встреч с яркими профессионалами своего дела. Столь концентрированный формат интересного общения показал свою эффективность и даже некоторые преимущества по сравнении с очными экскурсиями.
Формально проект завершен, но он вскрыл те пласты взаимоотношений школы и учеников, детей и родителей, которые безусловно требуют дальнейшей углубленной проработки. На будущее взаимодействие надеются дети и родители, написавшие восторженные отзывы о проекте в социальных сетях. Конечно, в старших классах многое в настроении и жизни ребят в силу разных обстоятельств будет меняться. Но те знания и приобретенные умения, которые они получили, участвуя в проекте «Ресурсный центр Профориентир Кубань», помогут им смелее смотреть в свое будущее и делать разумные, взвешенные шаги в своем развитии.
Команда проекта благодарит директора школы Захарову М.Н., заместителя директора по учебно-воспитательной работе Шаповалову О.А. за помощь и поддержку проекта, содействие в проведении его мероприятий в СОШ №66.